Главная » Деятельность » Обсерватории дадут право голоса

Обсерватории дадут право голоса

pmain01

Комиссия по городскому хозяйству Законодательного собрания поддержала проект закона, который обяжет застройщиков согласовывать с Пулковской обсерваторией строительство в ее трехкилометровой охранной зоне.

Принципиальное дополнение к этому очевидному требованию предложил в процессе обсуждения заместитель председателя комиссии, депутат Алексей Макаров. Будучи профессиональным юристом, он обратил внимание коллег на то, что необходимость согласовывать не означает, что отсутствие согласия повлияет на планы застройщиков. Опасаясь, что закон в представленной редакции работать не будет, Алексей Макаров на заседании выступил с предложением дополнить текст документа важным уточнением.

«С 2000 года я работаю в Московском районе. Сначала как помощник депутата, потом как глава муниципального образования, теперь в качестве депутата городского парламента. И все это время рядом с обсерваторией стремятся что-то построить, хотя известно, что дополнительная вибрация, яркое освещение и загрязненный воздух негативно сказываются на результатах исследований, – сказал депутат Алексей Макаров. – Поэтому я поддерживаю проект. Но вместе с этим предлагаю ввести дополнительное условие – гарантию неприкосновенности от нежелательного вторжения. Согласно этому условию отказ Пулковской обсерватории согласовать строительство в охранной зоне повлечет за собой запрет в выдаче градостроительного плана земельного участка, а значит – невозможность строительства».

Комиссия решила внести дополнение сразу в законопроект, до стадии первого чтения.

В действующем законодательстве требование о запрете строительства без согласования с руководством обсерватории не закреплено, что вызывает множество проблем. Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук уникальная в своем роде – одна из немногих, ведущих наблюдения в мегаполисе. Во многих городах Европы такие обсерватории уже превратились в музеи. Защитная полоса появилась при создании самой обсерватории по указу Николая I и составляла одну версту (1067 метров). В 1935 году она была расширена до пяти километров, а позже уменьшена до трех.

Еще 70 лет назад Совет народных комиссаров запретил любое промышленное и крупное жилищное строительство в защитной зоне научного учреждения, а все прочее обязал согласовывать с руководством обсерватории. Теперь же ограничения касаются только промышленного строительства, а крупное жилищное осталось на усмотрение обсерватории. В то же время условия, выдвигаемые научным учреждением при согласовании проектов, нигде не регистрируются. То есть повлиять на их соблюдение застройщиками невозможно.

По информации Комитета по градостроительству и архитектуре прислушиваться к пожеланиям обсерватории инвесторы не обязаны, хоть в Правилах землепользования и застройки и указано, что застройщики должны согласовывать с обсерваторией проект каждого дома. Свои требования ученые сформулировали четко. Тепло и искусственный свет делают небо менее прозрачным, поэтому: никаких промышленных зданий, котельных и скоростных дорог, дома не выше 12 метров. Что касается комплексов, расположенных ближе чем в 2 км от обсерватории, то они должны быть окружены лесополосой. При соблюдении этих условий ученые смогут работать без помех в виде засвеченного неба и снижающих видимость вибраций теплого воздуха.

По расчетам астрономов, при реализации вблизи обсерватории всех существующих проектов, освещенность в охраняемой зоне возрастет в несколько десятков раз – из виду будет потеряно около двух тысяч объектов. В два раза могут сократиться научные программы, в том числе и исследования для Роскосмоса. По словам сотрудников, при строительстве Петербургского шоссе требования обсерватории и все нормы освещенности застройщики обошли. Теперь они более категоричны: в феврале Ученый совет Пулковской обсерватории отказал в согласовании двух планировавшихся масштабных проектов.