Бизнесу – послабление, а природе – вред?

Охрана окружающей среды – один из тех вопросов, где закон должен работать на опережение. Не только фиксировать последствия, но и предотвращать вред. Однако сегодня это возможно не всегда. Сложившаяся правоприменительная практика и особенности законодательства об административных правонарушениях приводят к тому, что даже при наличии доказательств нарушений привлечь виновных к ответственности бывает достаточно сложно.

Эта проблема стала главной темой заседания постоянной комиссии по экологии и природопользованию. Участие в обсуждении принял депутат Государственной Думы Александр Тетердинко, а также представители надзорных и исполнительных органов, специалисты Комитета по природопользованию, Росприроднадзора, Прокуратуры и ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Ключевым стало рассмотрение пакета законодательных инициатив, направленных на совершенствование механизма привлечения к административной ответственности в сфере экологии.

 

Когда зафиксированное нарушение не приводит к делу

Суть проблемы – в юридической связке между контрольно-надзорной деятельностью и административной ответственностью. Сегодня по закону невозможно возбудить дело об административном правонарушении в сфере экологии, если предварительно не было проведено контрольно-надзорное мероприятие. Однако с 2022 года действует мораторий на проверки бизнеса, введённый Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336. Его цель – снизить административную нагрузку в условиях экономических и внешнеполитических вызовов.

На практике это означает, что многие категории предприятий освобождены от проверок до 2030 года. Это ограничение касается и экологического контроля. В результате – даже при наличии явных признаков нарушения обязательных требований, административное производство крайне затруднено.

– Ситуация такова, что даже зафиксированные с помощью технических средств факты, будь то видео с квадрокоптера или документальные подтверждения, не могут быть использованы для возбуждения дела, если не была проведена проверка в установленном порядке, – сообщил первый заместитель председателя Комитета по природопользованию Александр Кучаев.

Данные подтверждают: количество постановлений о назначении административных штрафов в сфере охраны окружающей среды значительно сократилось. Если в 2019 году Комитет по природопользованию вынес 706 постановлений на сумму более 30 миллионов рублей, то в 2024 году таких постановлений – 246, а сумма штрафов – менее 1 миллиона рублей.

Вместо дел об административных правонарушениях надзорные органы всё чаще выносят предостережения. Только за 2024 год в Петербурге их было объявлено 613.

– Подавляющее большинство предостережений свидетельствуют о нарушениях, которые мы не можем зафиксировать в рамках действующего механизма, – добавил Александр Кучаев.

 

Инициативы для восстановления экологической справедливости

На заседании комиссии были представлены четыре законодательные инициативы, направленные на устранение правовых пробелов, мешающих эффективно бороться с экологическими правонарушениями, и на укрепление системы административной ответственности в этой сфере.

– Федеральное законодательство имеет ряд коллизий, которые препятствуют правоприменителям успешно бороться с нарушителями в сфере охраны окружающей среды. И хотя федеральный законодатель имел благие намерения, когда вводил мораторий на проведение проверок бизнеса, на практике этот запрет, особенно в сфере природоохранной деятельности, зачастую приводит к негативным последствиям. Замечания, которые звучали на заседаниях постоянной комиссии, были взяты за основу федеральных законодательных инициатив, – отметил председатель постоянной комиссии Алексей Макаров.

Предложенные законопроекты включают следующие положения:

  1. Отмена обязательности предварительного контрольно-надзорного мероприятия.

Законопроект предлагает отказаться от требования о проведении формальной проверки как обязательного условия для возбуждения дела об административном правонарушении. Это позволит оперативно реагировать на очевидные и достоверно зафиксированные экологические нарушения – например, при наличии видеозаписи, фотофиксации или других документальных подтверждений. Предполагается, что такая мера значительно повысит скорость и эффективность работы надзорных органов.

  1. Разрешить субъектам Российской Федерации увеличивать верхний предел административных штрафов.

Инициатива предусматривает предоставление полномочий на изменение размеров штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды субъектам РФ. Сейчас суммы взысканий часто не соответствуют масштабу нанесённого ущерба – особенно в случаях, когда нарушения допускаются крупным бизнесом. Например, штраф для юридических лиц за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты — от 80 тысяч до 100 тысяч рублей.

Новый подход должен сделать наказание ощутимым и способным выполнять свою превентивную функцию.

  1. Расширить полномочия полиции в сфере экологических правонарушений.

Законопроект предлагает предоставить органам внутренних дел полномочия по составлению протоколов в отношении лиц, совершивших повторные нарушения в области обращения с отходами. Такая мера позволит на раннем этапе выявлять системные правонарушения и усиливать контроль в наиболее уязвимых направлениях.

  1. Уточнить полномочия органов экологического надзора.

Речь идёт о необходимости вернуть органам экологического контроля ряд полномочий, которые были утрачены в результате реформирования контрольно-надзорной деятельности. Это поможет устранить пробелы в правовом регулировании и обеспечить целостность системы экологического надзора.

– Мы говорим не о расширении давления на бизнес, а о восстановлении баланса интересов – между защитой прав предпринимателей и необходимостью охраны природы, – добавил Алексей Макаров.

Предложения вызвали заинтересованную дискуссию. От природоохранной Прокуратуры Санкт-Петербурга в заседании участвовал старший помощник прокурора Семён Калядин. От Росприроднадзора – начальник отдела правового обеспечения Северо-Западного управления Наталия Батова. Оба специалиста поддержали ключевые направления инициатив, подчеркнув важность соблюдения правовых гарантий и чёткости формулировок.

 

Почему это касается каждого

Затронутая на заседании тема касается не только норм и процедур. Это вопрос качества жизни: чистоты воздуха и воды, состояния зелёных зон, здоровья горожан.

Наша обязанность – заботиться о конституционно гарантированном праве граждан на благоприятную окружающую среду. В законопроектах, которые мы обсуждаем сегодня, конкретизирована реализация этого права, – подчеркнул председатель комиссии.

Экологическая безопасность входит в число приоритетов национальной повестки. Без эффективного правоприменения, без ответственности за нарушение природоохранного законодательства любые стратегии устойчивого развития оказываются декларативными.

— Эти инициативы — результат вдумчивого диалога между разными структурами, и они отражают общее стремление к справедливому и действенному регулированию в сфере охраны окружающей среды. Мы продолжим эту работу — вместе с федеральными коллегами, экспертами, представителями надзорных органов. Наша задача — сделать так, чтобы закон действительно защищал природу и при этом оставался понятным и разумным для всех, кто работает в правовом поле, — завершил заседание Алексей Макаров.