Об эффективности работы пилотной зоны платной парковки в Санкт-Петербурге
Запрос депутата ЗС
Макарова Алексея Алексеевича
Губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко Г.С.
от 19 мая 2016 года № 604002-3
Уважаемый Георгий Сергеевич!
С 3 сентября 2015 года введена в эксплуатацию пилотная зона платной парковки в Центральном районе Санкт-Петербурга (далее — пилотная зона).
По прошествии более чем 8 месяцев с момента начала функционирования пилотной зоны виден положительный эффект от взимания платы за парковку: средняя скорость движения транспортного потока в центре города увеличилась, существенно снизилось время пробега транспортных средств в поисках парковки, и наконец, использование городских дорог стало приносить доход в бюджет Санкт-Петербурга, ведь только за период с 3 сентября 2015 года по 2 апреля 2016 года суммарный доход от эксплуатации пилотной зоны составил 73,1 млн. руб.
Ранее я обращался к Вам по вопросу отмены взимания платы за парковку в выходные и нерабочие праздничные дни. В ответе от 21 сентября 2015 года № 07-125/7025 Вы сообщили, что мое предложение «будет рассмотрено по результатам деятельности пилотного проекта «Единое городское парковочное пространство в Санкт-Петербурге» за шесть месяцев, то есть при наличии фактических данных о востребованности парковочного пространства в Санкт-Петербурге в выходные и нерабочие праздничные дни».
Согласно информации, содержащейся в ответе вице-губернатора Санкт-Петербурга И. Н. Албина от 5 марта 2016 года№ 05-10-7961/15-7-1, в платное время (с 08:00 до 20:00) в период с 3 сентября 2015 года по 2 апреля 2016 года водители разместили свои транспортные средства в границах пилотной зоны 2,7 млн. раз, а в тот же временной интервал в выходные и праздничные дни — 852 тыс. раз. Сопоставление указанных данных с учетом количества рабочих, выходных и нерабочих праздничных дней за истекший период позволяет сделать вывод, что в выходные дни платная парковка приблизительно на 40% менее востребована, чем в рабочие.
В упомянутом ответе вице-губернатора Санкт-Петербурга И. Н. Албина также сообщается о том, что замеры интенсивности движения транспортных средств на наиболее загруженных перекрестках в границах пилотной зоны показали снижение интенсивности транспортного потока в выходные дни по сравнению с будними.
Таким образом, цели и задачи проводимой политики создания парковочных мест на платной основе, указанные в Вашем ранее упомянутом ответе, а именно, увеличение пропускной способности автомобильных дорог и повышение безопасности дорожного движения, минимизация дорожных заторов, предотвращение загрязнения окружающей среды, во многом достигнуты. Отказ от взимания платы за парковку в выходные и нерабочие праздничные дни будет способствовать посещению жителями, в том числе семьями с детьми, центра города на собственном автомобиле с целью отдыха и посещения объектов культуры. Кроме того, анализ практики организации платной парковки во многих европейских городах свидетельствует о том, что в выходные и праздничные дни парковка в центре города бесплатна. С учётом изложенного прошу Вас вернуться к вопросу о возможности отмены платы за пользование парковочными местами в выходные и нерабочие праздничные дни.
Вместе с тем, вызывает озабоченность информация о том, что по состоянию на 2 апреля 2016 года с начала эксплуатации зоны платной парковки ни один из 31,1 тыс. проектов постановлений об административном правонарушении за размещение транспортного средства на платной парковке без внесения платы не был составлен, и ни один правонарушитель не был привлечен к административной ответственности. Отсутствие механизма привлечения нарушителей правил платной парковки к установленной ответственности не только подрывает авторитет органов государственной власти, но и ставит под угрозу нормальное функционирование зоны платной парковки в целом.
Учитывая изложенные обстоятельства, прошу Вас сообщить:
Как Вы оцениваете эффективность работы зоны платной парковки?
Считаете ли Вы возможным на основании анализа результатов деятельности пилотной зоны за истекший период времени принять решение об отмене взимания платы в выходные и нерабочие праздничные дни?
Какие меры предпринимаются Правительством Санкт-Петербурга для обеспечения возможности привлечения к административной ответственности лиц, размещающих транспортные средства в пилотной зоне без внесения платы?
Ответ
Губернатора Санкт-Петербурга Полтавченко Георгия Сергеевича
депутату ЗС Макарову А.А.
от 26 мая 2016 года № 604002-3
Уважаемый Алексей Алексеевич!
Рассмотрев Ваш депутатский запрос от 19.05.2016 № 604002-3, сообщаю следующее.
За 8,5 месяцев работы платной парковочной зоны в Центральном районе Санкт-Петербурга были достигнуты поставленные на момент запуска проекта цели по сокращению трафика личного автотранспорта в центре города, по повышению скорости движения транспортных средств на улично-дорожной сети в центре города, а также по увеличению свободных парковочных мест.
Данные системы мониторинга демонстрируют более рациональный и осознанный подход водителей к использованию платного парковочного пространства. Доля коротких парковочных сессий продолжительностью до 15 минут за время эксплуатации пилотной парковочной зоны сократилась в 2,2 раза в пользу более длительного размещения транспортных средств. Движению машин меньше мешают маневры автомобилистов по заезду и выезду с парковочного места, что положительно влияет на пропускную способность улично-дорожной сети.
На сегодняшний день 68,27% парковочных сессий имеют продолжительность до трех часов. До ввода платы большая часть парковочных мест была занята машинами, припаркованными на срок более 3 часов. В настоящее время доля указанных транспортных средств от общего числа составляет 8,5%.
По данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в выходные и праздничные дни меняется только цель поездок в центр города с использованием личного автотранспорта. Общий объем трафика и загруженность парковочных мест не сокращаются.
Одновременно сообщаю, что решение об организации бесплатного размещения транспортных средств на парковочных местах платных городских парковок в городе Москве по нерабочим праздничным дням и в отдельные выходные дни оформлено Правительством Москвы в виде пилотного проекта, результаты которого, свидетельствующие об эффективности данной меры, до сих пор не опубликованы. Утвержденный соответствующим постановлением Правительства Москвы пилотный проект ежегодно продлевается.
Учитывая изложенное, представляется нецелесообразным в настоящее время принимать решение об организации бесплатного размещения транспортных средств на парковочных местах на платных парковках в Санкт-Петербурге по нерабочим праздничным дням и в отдельные выходные дни.
По вопросу обеспечения возможности привлечения к административной ответственности лиц, размещающих транспортные средства в зоне платной парковки без внесения платы, сообщаю следующее.
В ходе согласования с Министерством внутренних дел Российской Федерации соглашения об информационном взаимодействии, позволяющего получать персональные данные собственников транспортных средств для привлечения их к административной ответственности за нарушение правил пользования платной парковкой, выявлен следующий пробел в правовом регулировании.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» за субъектами Российской Федерации закреплен ряд полномочий по созданию и использованию на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Устанавливая порядок использования платных парковок, одновременно субъекты Российской Федерации вносят изменения в свои законы об административных правонарушениях, определяя ответственность за нарушение правил пользования платными парковками.
Вместе с тем привлечение правонарушителей к ответственности возможно только при наличии доступа уполномоченных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга к информации о собственниках транспортных средств, нарушивших правила пользования платными парковками.
Согласно пункту 12 части 3 статьи 17 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», обладателем банка данных, содержащего такие сведения, является полиция. Согласно части 5 данной статьи, информация, содержащаяся в банках данных, может быть предоставлена государственным органам только в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
Однако в федеральном законодательстве отсутствуют случаи предоставления полицией персональных данных владельцев транспортных средств исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации для их привлечения к административной ответственности за нарушение правил пользования платной парковкой.
В настоящее время разработан и проходит согласование в установленном порядке проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», который устанавливает случаи, допускающие обработку персональных данных, в части дополнения ее основанием для предоставления полицией уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностным лицам содержащейся в банках данных информации о владельцах транспортных средств для их привлечения к административной ответственности за нарушение правил пользования платной парковкой.