ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона Санкт-Петербурга «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»
Действующая редакция статьи 29_1 Закона Санкт-Петербурга от 12 мая 2010 года N 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее — Закон) устанавливает административную ответственность за самовольную установку и (или) использование самовольно установленных ограждений и иных конструкций на проезжей части автомобильных дорог, в местах расширения проезжей части автомобильных дорог, на тротуарах, дворовых территориях, территориях общего пользования для обозначения (выделения) мест в целях размещения, остановки, стоянки транспортных средств.
Существующая санкция в отношении физических лиц предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей.
С учетом того, что административное наказание должно быть соразмерно совершенному административному правонарушению, принимая во внимания требования ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, следует сделать вывод о том, что административное наказание в виде предупреждения не может быть назначено, если субъективная сторона административного правонарушения, совершенного физическим лицом, характеризуется, умышленной формой вины. Очевидно, что действия, направленные на ограничение части проезжей части от других участников дорожного движения, всегда характеризуются формой вины в виде умысла.
Помимо этого размещение ограничивающих конструкций на проезжей части может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу (в случае наезда на такие конструкции), что также исключает возможность назначения административного наказания в виде предупреждения.
Практика правоприменения статьи 29_1 Закона, введенной в действие в 2011 году, свидетельствует о том, что требования Закона не обеспечиваются в достаточной мере имеющейся санкцией. Зачастую, правонарушителям назначается наказание в виде предупреждения, что обусловлено отсутствием единой системы, позволяющей определить, подвержено ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административному наказанию. De facto это приводит к тому, что правонарушитель вообще избегает субъективной ответственности. Регулятивная эффективность административного штрафа представляется в данном случае более высокой по сравнению с предупреждением.
Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 29_1 Закона, наделены должностные лица органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также следующих исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга:
— Государственная административно-техническая инспекция Санкт-Петербурга (в отношении правонарушений, совершенных на территориях, не являющихся придомовыми территориями жилищного фонда);
— Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга (в отношении правонарушений, совершенных на территориях, являющихся придомовыми территориями жилищного фонда);
— Администрации районов Санкт-Петербурга;
— Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга.
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей Закона, наделены административные комиссии Санкт-Петербурга, должностные лица Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга, должностные лица Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, мировые судьи.
Согласно информации, представленной Государственной жилищной инспекцией, ни в 2013, ни в 2014 годах дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 29_1 Закона, должностными лицами Государственной жилищной инспекции не рассматривались.
Государственной административно-технической инспекцией в 2014 году не было возбуждено ни одного дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 29_1 Закона, а в 2013 году — лишь одно юридическое лицо было привлечено по указанной статье к административной ответственности.
Наибольшее количество дел в 2013-2014 годах было рассмотрено административными комиссиями Санкт-Петербурга. Согласно информации, предоставленной вице-губернатором Санкт-Петербурга — руководителем Администрации Губернатора Санкт-Петербурга А.Н.Говоруновым, в 2013 году административными комиссиями Санкт-Петербурга было рассмотрено 212 дел, из которых по 64 делам было назначено наказание в виде предупреждения; в 2014 году — было рассмотрено уже 110 дел, из которых по 61 делу было назначено наказание в виде предупреждения. Мировыми судьями дела по статье 29_1 Закона в 2013 и 2014 годах не рассматривались.
Проектом предлагается исключить из числа основных видов наказаний, предусмотренных в качестве санкции статьи 29_1 Закона предупреждение, а также увеличить нижний предел административного штрафа для физических лиц с одной до трех тысяч рублей. Увеличение административного штрафа для физических лиц приводит к необходимости увеличения нижнего предела административного штрафа также и для должностных лиц с двух до пяти тысяч рублей.
Увеличение нижнего предела административного штрафа укладывается в общую тенденцию развития законодательства Санкт-Петербурга об административных правонарушениях и создает дополнительные гарантии исполнения требований Закона. Так, в феврале 2015 года был увеличен нижний предел санкции для физических лиц за продажу товаров в неустановленных местах (статья 44 Закона) с одной до четырех тысяч рублей, в июне 2015 года был принят Закон Санкт-Петербурга, исключающий из числа основных наказаний за размещение объявлений, информационных материалов вне специально отведенных для этого мест (статья 37-1 Закона) предупреждение.
На проект получено положительное заключение Губернатора Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко (письмо от 24 июня 2015 года N 07-106/6187). Предложение о соразмерном увеличении нижнего предела санкции для должностных лиц учтено в окончательной редакции проекта.
Принятие проекта не приведет к возникновению дополнительных расходных обязательств бюджета Санкт-Петербурга.
А.А.Макаров