Беседа с педагогом по шахматам высшей категории Кириллом Анненковым о любви к преподаванию и судьбах воспитанников.
Стабильность – признак мастерства
— Уже 25 лет вы преподаете шахматном клубе имени Бориса Спасского, с чем связано такое постоянство?
— Пытался работать в других местах, но душа и сердце все равно были здесь. Попробовал немного и хватит. Меня окружают замечательные люди, уходить никуда не хочется.
— Когда вы стали заниматься преподаванием?
— Моя педагогическая деятельность началась лет в девять. У нас в школе была система, при которой четвероклассники начинали шефствовать над первоклассниками. Я был старшим в подшефном первом классе. С тех пор и занимаюсь с малышами (смеется). Уже потом освоил шахматы, лет в 11, но как спортсмен играл не очень долго. Дошел до кандидата в мастера и стал работать тренером. Уже когда ученики достигли достаточно высокого уровня, получил мастера спорта. Сейчас имею три международных звания: мастер ФИДЕ, арбитр ФИДЕ и тренер ФИДЕ. В нашем городе ещё два или три человека, которые имеют такое же количество званий как я.
— Не богат город…
— Нет, он богат на тех, кто играет, но никого не тренирует и не занимается судейством. Мало тех, кто сидит на всех стульях. Есть в городе и более заслуженные личности, чем я, но их немного.
— Как можно оценить уровень культурной столицы в сравнении с другими городами?
— Петербургская школа достаточно высоко котируется. Сейчас проходит кубок мира, где играют сильнейшие шахматисты, из нашего города там пять человек — достаточно много. Очевидно, Москва сильнее, но там население в два раза больше и тренеров соответственно. Две столицы – магниты для выдающихся шахматистов. Понятно, что если ты живешь во Владивостоке, то участвовать в турнирах в Европе или даже в европейской части России затруднительно. Добиваются большего успеха часто приезжие, они более целеустремленные. Тому примером многие известные шахматисты: Гарри Каспаров из Баку, Владимир Крамник из Туапсе, Сергей Корякин из Симферополя.
Как стать великим шахматистом?
— Какой возраст считается оптимальным для начала занятий шахматами и есть ли возрастной предел?
— Логическое мышление, которое для шахматиста очень важно, появляется в 10-12 лет. Но сейчас ребенка этого возраста могут не взять. Даже если возьмут, то он не попадет на многие соревнования из-за ограничений по возрасту. Сейчас начинают лет в 5 и в 12-13 уже заканчивают. Получается, что дети хоть и не готовы с психологически, но зато успевают попасть в обойму. Семь лет – оптимальный возраст для начала занятий. Кроме умной головы, шахматисту нужна замечательная память, бойцовский качества, бойцовские качества и мотивация.
— То есть, для этой игры нужны особые качества?
— Спорт есть спорт. Все знаковые фигуры в общении малоприятные люди: знают себе цену и всегда готовы сделать гадость соседу. В условиях конкуренции иначе никак, без сильного характера не добиться высот.
В свое время, к нам пришел опытный старый мастер, замечательный тренер Сергей Хавский. Он ходил рассматривал с любовью сделанные стенды с фотографиями. Потом сказал: «Очень интересный клуб: здесь не вырастут хорошие шахматисты, но вырастут хорошие люди». В глубине души я сначала возмутился, а потом понял, что это правда. В сравнении с другими клубами здесь действительно более домашняя атмосфера. Иногда это плохо сказывается на результате. Но мы все равно периодически обгоняем спортивные школы, где больше детей, больше тренеров и стоят другие задачи. Поэтому серьезно не уступаем по уровню. Привлекаем для занятий с сильнейшими ребятами и гроссмейстеров, чтобы как-то им помочь развить свой талант.
— Есть разница между мальчиками и девочками? Кому игра легче дается?
— Как правило, для мальчиков спортивные достижения важнее и у них более четкие прагматичные цели. Их бывает достаточно мотивировать одним похлопыванием по плечу: «Ну, мужик, соберись». Если что-то не получается, он скрипя зубами в состоянии себя завести. Мальчика должен тренировать мужчина, особенно если речь идёт о высоком уровне, поскольку учителю и ученику будет легче понять логику друг друга.
Что касается девочек, то они замечательные, ты их любишь, но совершенно не понимаешь. Она придет на партию, выучив длинный вариант, и какая-то ерунда (с точки зрения мужчины) ее собьет. Например, соперница пришла в новом платье. И все, сложная комбинация из головы вылетает, потому что появилась более серьезная проблема. К самой игре девочки относятся философски. Они более исполнительны, но в то же время эмоциональны и непостоянны. Очень важно, чтобы был по-хорошему одержимый родитель, который будет поддерживать их интерес.
Кстати, в тренерской работе у мужчин и женщин тоже разные подходы. Для женщин важнее сам процесс, они радуются, что их одерживает новые победы, даже это происходит уже под руководством другого тренера. Хотя, казалось бы, это их лучший ученик, имя им сделает, за него держаться нужно. Мужчины же более ревнивы: если уходит ученик, то это трагедия, удар по самолюбию.
— Насколько в шахматной игре важно быть психологом? Могут ли психологические манипуляции как-то влиять на ход игры? И применяют ли их дети?
— Элемент психологический и у детей присутствует. Ребенок тоже может подавить соперника злым взглядом. В шахматах нужно бороться, но не все к этому готовы, многие уходят в нейтральные области. В той же математике для решения задачи ты сражаешься с цифрами, никто не мешает. При помощи одного интеллекта и знаний одержать победу в шахматной партии не получится. Это сложная игра. Когда партия продолжается четыре часа и на протяжении всего времени нужно принимать правильные решения – это тяжело психологически. Нужна выносливость и умение сосредотачиваться. Секундное помутнение, и одним ходом можно загубить всю игру.
Что изменило появление компьютера?
— Различаются ли юные шахматисты в манере игры?
Сейчас все стало более универсально. Тех, кто играет преимущественно в защите или в нападении не так много.
— В чем причина изменений?
— Компьютер делает свое черное дело: убивает фантазию. Раньше творчества в шахматах было намного больше. Сейчас я вижу, что дети не могут себя занять сами, им для этого нужен компьютер. Шахматы стали достойной ему альтернативой. Тоже развивают голову, но есть и реальное общение: участие в турнирах, путешествия. Хотя бы на время оттягивает от компьютеров, планшетов и смартфонов.
— Куда идут шахматисты после шахматных клубов?
Как правило, все ребята уходят из шахмат даже чуть раньше, чем заканчивают школу. Двое наших воспитанников, которые стали гроссмейстерами, с профессиональными шахматами свою жизнь не связали. На весь Санкт-Петербург 20-30 профессионалов, которые действительно могут заработать себе на жизнь игрой в шахматы. В основном, это уже детский вид спорта: раньше стали начинать и раньше заканчивать.
Поскольку у нас в стране очень мало турниров для взрослых, то есть шансы построить карьеру только если ты сильный мастер или гроссмейстер. На западе всё по-другому, клубы там маленькие, но они есть: в Швеции, Словакии, Польше. С появлением компьютера россияне ушли в интернет и пока не планируют возвращаться.