Депутаты обсудили ход проведения реформы маршрутной сети наземного городского пассажирского транспорта. Комиссия по промышленности, экономике и предпринимательству провела расширенное обсуждение актуальных вопросов реализации реформы маршрутной сети наземного городского пассажирского транспорта. В дискуссии также приняли участие представители профильных комитетов Правительства Санкт-Петербурга и экспертного сообщества города.
К середине 2020 года Правительство Санкт-Петербурга планирует полностью отказаться от коммерческих маршрутов, дублирующих социальные. Уникальные оставят, но заменят подвижной состав — вместо маленьких «газелек» появится вместительные автобусы. В целом, транспортную сеть сократят почти вдвое — до 362 маршрутов.
Реформа призвана избавить нас от всех неудобств, связанных с маршрутками: вместо тесных микроавтобусов вместительные и останавливающиеся только на остановках, все маршруты станут социальными, а за возрастом и состоянием техники будут следить.
Смольный объявит конкурсы на заключение контрактов по маршрутам с новыми требованиями. Одно из них — регулируемый тариф, чтобы льготными проездными можно было пользоваться везде. Затраты частным перевозчикам будут компенсироваться из бюджета, это обойдется городу в 16 млрд рублей ежегодно.
Для реализации проекта транспортным компаниям потребуется закупить новые машины (около 2,3 тыс. автобусов) — не старше 2018 года выпуска, это около 20 млрд рублей. Кроме того, необходимо приобретение дополнительного оборудования: специальных касс для оплаты наличными и датчиков для контроля количества вошедших и вышедших пассажиров. Все автобусы с помощью особого оборудования на борту подключат к Комплексной информационной системе управления городским и пригородным пассажирским транспортом. Она позволит мониторить передвижение машин по городу и ловить безбилетников. Если в салон вошло больше человек, чем расплатилось, то водителю и диспетчеру сразу поступит сигнал, — и на этот автобус вызовут бригаду контролеров, которая будет работать на одной или сразу нескольких линиях. Кроме того, за безбилетный проезд увеличат штраф.
Однако в итоге, стремясь убрать дублирующие маршруты, чиновники не везде учли сложившиеся пассажиропотоки и даже оставили без транспорта некоторые территории. ГКУ «Организатор перевозок», подведомственное Комитету по транспорту, представило данные о пассажиропотоке только на социальных маршрутах, а реальный трафик на маршрутках остаётся неизвестным. В 2018 и 2019 году специалисты ведомства провели натурные обследования. По данным учреждения замеры в разное время осуществляли от 30 до 100 работников организации, обследовав почти все маршруты.
Так, в 2017 году Комитетом по транспорту был проведён эксперимент на проспекте Просвещения. Тогда в нем поучаствовал частный перевозчик ОАО «Третий парк», добровольно отказавшийся от использования маршрутки, дублирующей 121-й автобус. В этом эксперименте чиновники ошиблись в расчетах: вместо 30 машин средней вместимости на маршрут вышли шесть больших автобусов. Время ожидания резко выросло, пришлось наращивать парк сначала до 12, а потом и до 16 единиц. Трамваем же пользоваться никто не хотел, несмотря на его современную конструкцию, пассажиров не добавилось. «Организатор перевозок», однако, в итоге признал эксперимент успешным, так как трудозатраты снизились на 32%, а пассажиропоток вырос на 61%.
Во второй половине сентября в 18 районах города состоялись общественные собрания по теме транспортной реформы. Предложения жителей включают сокращение интервалов движения автобусов, изменение трасс и открытие новых маршрутов. Например, в Московском районе жители были возмущены возможной ликвидацией маршрута 217-К и 151-К. В результате было заявлено, что маршрутная сеть городского наземного транспорта может быть скорректирована на 10%.
Председатель комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству ЗакСа Алексей Макаров поделился своим взглядом на ситуацию: «Есть несколько моментов, которые меня беспокоят в связи с транспортной реформой. Во-первых, если будет допущена ошибка в расчете транспортной нагрузки, то пострадает пассажир, который будет долго ожидать прибытия автобуса и будет ехать в переполненном транспорте. Во-вторых, пассажиропоток на маршруте — это основной критерий по выплате субсидии транспортной компании. Если математическая модель пассажиропотока посчитана неправильно, то и цена контракта будет ошибочной. Пострадает перевозчик, который недополучит средства от города, что приведет его к банкротству, ведь инвестировать необходимо крупные суммы. Это стало понятно ещё тогда, когда мы обсуждали реформу на заседании комиссии весной».
Петербург ориентируется на опыт Москвы, где ещё в 2016 году были отменены все прежде функционировавшие маршрутные такси (более 300 маршрутов). В целом, реформу считают удачной, хоть добраться без личного автомобиля и метро куда-то в столице стало ощутимо сложнее. Первой проблемой стала нехватка транспортных средств, которая привела к увеличению времени ожидания. Спустя год этот вопрос решили — теперь, как заявляют в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, перевозчики укладываются в расписание в 95% случаев. Главные причины задержек остальных — дорожная обстановка и разрозненная сеть выделенных полос. В первый год от жителей посыпался шквал жалоб — в итоге потребовалось изменить 144 маршрута из 211, переданных частникам. На 62 из них поменяли расписание, на 55 — трассу, добавили 27 остановок.
В текущую редакцию проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2020 год транспортная реформа не попала, к ней в Комитете финансов слишком много вопросов. Комитет по транспорту намеревался получить на реализацию реформы 11,3 млрд рублей. Только вот документы по преобразованию городской маршрутной сети до сих пор не готовы, нет документа планирования, который сформирует перспективную маршрутную сеть, конкурсы ещё не объявляли.
Депутат Алексей Макаров также считает, что радикальные преобразования в ближайшее время маловероятны: «Реформа нуждается в детальной проработке, чтобы не возник транспортный коллапс из-за того, что что-то не было предусмотрено и учтено. Если люди будут добираться на работу на полчаса дольше, но зато на комфортабельном автобусе, то имеет ли это смысл? Весьма сомнительно, что реформу можно провести в указанные сроки. Или же нужен будет какой-то переходный период», — заявил Алексей Макаров.
В процессе обсуждения предоставленной информации члены комиссии согласились с необходимостью проведениях реформы общественного транспорта Санкт-Петербурга. В то же время депутаты отметили целый ряд спорных моментов, которые могут негативно отразиться на эффективности реализации поставленных задач. В частности, было указано на необходимость более четкой синхронизации действий комитетов, обеспечивающих проведение реформы. По мнению членов комиссии, проект нуждается в более тщательной проработке. Выводы парламентариев будут отражены в обращении к Губернатору Санкт-Петербурга, которое решено подготовить по итогам дискуссии.
Комиссия рекомендовала Собранию принять в первом чтении законопроект «О бюджете Санкт-Петербурга на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», внесенный Губернатором Санкт-Петербурга.
Документом предлагается, в частности, утвердить основные показатели бюджета Санкт-Петербурга на 2020 год в сумме: по доходам – 664,7 млрд руб., по расходам – 701,4 млрд руб., дефицит – 36,6 млрд руб.