Мировой опыт показывает, что чем больше в городе автомобилей, тем жёстче должна быть парковочная политика. Обычно она становится более «суровой», когда на тысячу жителей приходится более 300 личных транспортных средств. Именно этой отметки к 2015 году достигли показатели в Санкт-Петербурге. И уже тогда загрузка парковочного пространства в центре города составила до 125% (при максимально допустимых 85%). Для «разгрузки» центра осенью 2015 года начала работу зона платной парковки. Участок из 27 улиц, рассчитанный на 2,9 тыс. мест для автомобилей, ограничили частью Невского и Лиговского проспекта, Кирочной улицы и частью набережной реки Фонтанки.
Экономическую эффективность этого проекта оценили на минувшем заседании Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству петербургского парламента. Как отметил председатель комиссии Алексей Макаров, платная парковка — неизбежная данность современных мегаполисов: «Сложно спорить с тем, что после создания зоны платной парковки, есть положительный эффект, транспортная ситуация в центре улучшилась. Но вот вопрос о рентабельности проекта возник уже давно. Город недополучил практически 700 млн. рублей, это огромные выпадающие доходы бюджета». Депутат уточнил, что в правительстве Санкт-Петербурга обещали: прибыль по итогам 2016 года составит 351 млн. руб. Однако фактически расходы значительно превысили доходы.
Чем обусловлены такие показатели, объяснил на заседании заместитель председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Вадим Власов. На пути КРТИ стоит непреодолимое препятствие — отсутствие в распоряжении комитета полной базы с информацией о собственниках машин и местах их регистрации. Именно эти данные необходимы для того, чтобы можно было выписать штраф нарушителю. Иными словами, пока что плата за парковку, скорее, напоминает добровольные взносы, поскольку для привлечения нарушителей к ответственности в Санкт-Петербурге не предусмотрены никакие механизмы. Всего за 2016 год было сформировано более 160 тысяч проектов постановлений об административных правонарушениях за неоплату парковки (13-14 тысяч нарушений в месяц). Но пока ни один водитель не получил штрафную квитанцию.
Планировалось, что доступ к базе данных сможет предоставить управление Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу, но имеющейся в ведомстве информации оказалось недостаточно для системной работы.
Изначально проблема по взиманию штрафов возникла из-за отсутствия возможности подписать соглашение об информационном взаимодействии с Министерством внутренних дел. Тогда для устранения этой проблемы КРТИ был разработан проект внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Документ находится на рассмотрении Госдумы и ждёт второго чтения. В связи с этим, с просьбой о поддержке — поспособствовать ускорению процедуры рассмотрения — обратился к членам комиссии Вадим Власов.
Тем не менее, по его мнению, прибыль — не главное. Ведь достигнута главная цель: сократилась загруженность парковочных мест и снизилась интенсивность движения в историческом центре.
В ходе заседания депутат Алексей Макаров поднял вопрос о продуктивности работы платной парковки: «Исходя из мировой практики, эффективной платная парковка считается тогда, когда на ней занято 85% мест. Данные КРТИ говорят о том, что в пилотной зоне в Петербурге занято только 34% мест. Это значит, что тарифы явно завышены. Планирует ли комитет снижать стоимость парковки?».
Вадим Власов ответил, что тариф будет регулироваться, чтобы парковка была загружена на 80%. Однако комитет ещё в процессе поиска баланса: «Если мы ужесточим тариф, то получим дискомфорт для центра. Если сделаем низким, то не достигнем цели по организации движения в центре города», — сформулировал позицию комитета заместитель председателя.