Главная » Деятельность » Отчёт о работе в 2017 году: Законотворчество

Отчёт о работе в 2017 году: Законотворчество

0_a95ca_d9b10865_orig

Важное направление в работе депутата — совершенствование законодательства. В VI созыве Законодательного собрания Алексей Макаров был избран председателем комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству петербургского парламента, поэтому значительное внимание депутата уделяется вопросам поддержки городской промышленности, а также развития сфер транспорта и туризма. В минувшем году в сфере внимания членов комиссии были следующие инициативы: диверсификация предприятий оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга, правила размещения нестационарных торговых объектов, гласность при заключении концессионных соглашений, ряд вопросов законодательства в сфере транспортных услуг, оптимальные пути взаимодействия города и области, нормативы обеспечения жителей площадью торговых объектов, изменения в работе пилотной зоны платной парковки. Кроме того, комиссия разработала ряд принципиально важных для города законопроектов.

Инновации

Последние годы в Петербурге отмечены вниманием к развитию инновационной деятельности, конкурентоспособной промышленности и передовых промышленных технологий. Поддержка осуществляется, в том числе, путем содействия созданию индустриальных парков и промышленных кластеров.

В рамках перехода экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития был принят закон, направленный на определение соответствующих понятий: «инновационно-промышленный парк Санкт-Петербурга», «технологический парк Санкт-Петербурга», «управляющая компания», «резидент технологического парка и инновационно-промышленного парка», а также расширение и уточнения перечня основных направлений промышленной политики. Внесение этих изменений позволило дифференцировать меры государственной поддержки в зависимости от категории субъекта промышленной деятельности.

Депутат Алексей Макаров выступил автором закона «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга” и Закон Санкт-Петербурга “Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга”». Помимо уточнения ряда понятий, определяющих субъектов промышленной деятельности, в соответствии с документом теперь правительство Санкт-Петербурга уполномочено вести реестр инновационной продукции, утверждать критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции, устанавливать требования для присвоения статуса соответствующих субъектов промышленной деятельности. Изменения вступили в силу в январе 2018 года, они позволят получить реестр новых отечественных технологий, что в том числе способствует целям импортозамещения.

 Инвестиции

Для повышения инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга городские власти много внимания уделяют развитию особых экономических зон, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для страны отрасли. Инвесторы получают созданную за счёт средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, значительные таможенные льготы и налоговые преференции.

Для этой же цели в 2017 году в рамках деятельности комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству были разработаны законопроекты, которые вводят механизм специальных инвестиционных контрактов (СПИК), предусматривающих ряд льгот для инвесторов. Документы в 2018 году были приняты Законодательным собранием в целом. Фундаментом для заключения специальных инвестиционных контрактов должен стать закон «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга”», внесенный фракцией «Единая Россия». Проектом в городское законодательство вводится понятие «специальный инвестиционный контракт», ранее появившееся на федеральном уровне.

«Федеральный закон предусматривает такую меру нефинансовой поддержки промышленности как специальный инвестиционный контракт. Это соглашение между двумя или тремя сторонами: инвестором, Российской Федераций и/или субъектом федерации. Всё зависит от того, какие предоставляются льготы. Предприниматель вкладывает денежные средства, модернизирует производства, осваивает новые, и за это получает ряд льгот и преференций. Например, неизменность существующей правовой базы, допуск в преимущественном порядке к государственному заказу (в том случае, если вкладывается сумма более трёх миллиардов рублей) и налоговые льготы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации», — рассказал депутат Алексей Макаров.

Продолжением предыдущей инициативы является закон Санкт-Петербурга «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах». Он предполагает реализацию на территории нашего города меры нефинансовой поддержки промышленности, предусмотренной специальным инвестиционным контрактом, путём предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество.

«Принятие законопроекта в частности позволит нашим фармацевтическим компаниям продвинуться дальше в изготовлении лекарственных форм против онкологических заболеваний и производстве инсулина (покрыв практически всю потребность России в этом диабетическом препарате). Оба документа активно прорабатывались комиссией по промышленности и предпринимательству, что позволило учесть все нюансы при их подготовке для внесения на рассмотрение в Законодательном Собрании. Надеюсь, благодаря новой законодательной базе наш город внесёт ещё более существенный вклад в развитие наукоёмких производств по всей стране», — отметил депутат Алексей Макаров.

Закон «О внесении изменений в отдельные законы Санкт-Петербурга о налогах и сборах» предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество в течение 5 лет для компаний, которые вложили в рамках контракта не менее 300 млн рублей. Ставка налога на прибыль, зачисляемая в бюджет Петербурга, обнуляется при вложениях от 750 млн рублей (и будет действовать до 2025 года). Обязательное условие — доходы от реализации товаров, произведенных в результате исполнения СПИК, должны составить не менее 90% общей суммы доходов организации. Также проект предусматривает понижение ставки по налогу на прибыль до 13,5% (а в 2018-20-х годах до 12,5%) для организаций, заключивших двусторонние специальные инвестиционные контракты. На данный момент около 8 трёхсторонних инвестконтрактов находятся в стадии рассмотрения и около 20 новых производств на территории Петербурга планируется создать в рамках двусторонних соглашений.

По предварительным данным общий объём инвестиций в рамках контрактов составит более 30 млрд. руб. Первые фармкомпании, которые проверят на себе новый инструмент поддержки от государства — «Герофарм» (занимается разработкой и выпуском на рынок лекарственных препаратов) и «Биокад» (занимается исследованием, разработкой и производством фармацевтической и биофармацевтической продукции). «Герофарм» на данный момент разрабатывает 13 лекарственных форм против рака. «Биокад» — планирует заключить специальный инвестиционный контракт на строительство второй очереди — на заводе будут производить инсулин. Предприятие сможет покрыть практически всю потребность России в инсулине.

Торговля

Усовершенствован механизм организации и проведения ярмарок. В соответствии с законом, в нашем городе теперь могут проводиться ярмарки четырех видов: выходного дня, региональные, специализированные и универсальные. Первые два вида ярмарок организовываются органами государственной власти и подведомственными им учреждениями. Ярмарки выходного дня — приуроченные к праздникам, позволяют предоставить торговые места на короткий период времени (не более трёх дней) местным производителям. Вторые два вида — по инициативе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

«Самое важное изменение — функция контроля теперь отдана единому органу — Комитету по развитию предпринимательства, регулятору ярмарки. Распоряжается и отвечает за всё одна структура, создана устойчивая система взаимодействия регулятора и участников ярмарочной деятельности», — пояснил председатель комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Алексей Макаров.

Организаторами части ярмарок являются администрации районов, еще части — подведомственный Комитету Центр контроля качества. Кроме того, ярмарки в Петербурге теперь проходят в соответствии с графиком. Согласно закону, список ярмарок на следующий год должен быть обнародован в декабре, с ним можно ознакомиться в Интернете. Это способствует сведению к минимуму количества незаконных торговых рядов. В закупку шатров и киосков, а также другого оборудования вкладываются сами предприниматели. Город контролирует внешний вид и сроки проведения ярмарки.

Вечная жизнь старого фонда

Вопрос благоустройства внутриквартальных территорий, относящихся к зонам предполагаемой реновации в МО Новоизмайловское, несколько лет оставался нерешённым. В адрес депутата поступали обращения с жалобами жителей на разбитые внутридворовые проезды, погибающие зелёные насаждения и заброшенные детские площадки. Осенью 2017 года депутат Алексей Макаров направил губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко уже второй депутатский запрос. В тексте указано на существующее противоречие между позицией городской администрации и Контрольно-счётной палаты Санкт-Петербурга — неизвестно, кто несёт ответственность за содержание территорий. «Органами государственной власти и органами местного самоуправления проводится работа по санитарной очистке и уборке соответствующих территорий, но решение вопроса о том, на кого следует возложить обязанность по их благоустройству, постоянно откладывается без указания конкретных сроков решения проблемы», — говорится в запросе.

Согласно ответу губернатора, договорами развития застроенных территорий мероприятия по благоустройству территорий, переданных инвестору, не предусмотрены. Этот вопрос находится в введении муниципальных образований. Обеспечение организации благоустройства и озеленение территорий, охрана зеленых насаждений относится к компетенции администрации района. Комитетом имущественных отношений были составлены адресные программы по уборке и санитарной очистке территорий, входящих в состав земель общего пользования. С победителем аукциона был заключён контракт на санитарную очистку территорий района (в том числе кварталов 7-10, 9, 13-14-16).

Платная зона для бесплатной парковки

Депутат Алексей Макаров весной 2017 года направил губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко запрос, где поднял проблему убыточности пилотной зоны платной парковки для городского бюджета и поинтересовался, когда же Петербург перестанет оплачивать нововведение, которое не приносит дохода.

Исполнительная власть планировала, что в 2016 году доход от эксплуатации пилотной зоны составит 450,2 млн. руб., однако, фактически показатели были в четыре раза меньше. Расходы составили 179 млн. руб. Только за 2015-2016 годы городской бюджет недополучил почти 750 млн. руб. штрафов. Такие цифры можно объяснить тем, что механизм привлечения нарушителей правил пользования платными парковками к ответственности не работает.

«При этом исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга с завидным упорством продолжают придерживаться позиции о невозможности снижения тарифа за пользование парковочным местом и невозможности отмены платы за парковку в выходные и нерабочие праздничные дни, хотя в то же самое время не в состоянии обеспечить ни собираемость доходов от использования зоны платной парковки, ни привлечение нарушителей правил платного паркования к административной ответственности», — заявил Алексей Макаров.

Пока всё, на что имеют право работники петербургского оператора парковочного пространства, — зафиксировать номер машины неплательщика. Но раскрывать личные данные водителей Управление МВД по городу и Ленинградской области не имеет права, поэтому отправить водителю штраф невозможно. Осенью 2017 года руководитель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры упоминал механизм, который позволит обмениваться данными с полицией. Но Министерство внутренних дел РФ отказало в подписании Соглашения об информационном взаимодействии, которое необходимо для получения Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры персональных данных о владельцах транспортных средств для привлечения их к административной ответственности за неоплату парковки. В Государственной думе РФ находятся на рассмотрении законопроекты, принятие которых позволит в том числе решить вопрос с администрированием платной парковки. Срок рассмотрения в первом чтении — весенняя сессия 2018 года.